Ю.Гриценко (АримСофт)
Реклама туристических услуг в сети Интернет
Введение
Сегодня все больше туристических фирм используют в своей повседневной деятельности возможности сети Интернет. Но в качестве источника привлечения клиентов Интернет пока серьезно еще не воспринимается, хотя по оценкам результатов рекламных компаний прошлого летнего сезона, уже есть турфирмы, которые могут сказать: наша реклама в Интернет работает, и работает отлично.
Аудитория
Перед тем как принять решение о выделении средств на рекламу, руководителю отдела маркетинга необходимо знать состав аудитории того или иного рекламоносителя. В отношении Интернет ходит несколько распространенных легенд, которые на практике не подтверждаются серьезными социологическими исследованиями. Почему-то считается, что Интернет заполнен студентами, маньяками и хакерами, которые пишут вирусы, грабят банки и смотрят порно-сайты. Это неправда. Согласно данным службы Гэллопа и исследованиям КОМКОН, большинство российских пользователей сети - это работающие люди, сотрудники фирм, имеющие доступ к сети на работе. Этот факт подтверждается повременным анализом посещаемости сети: меньше всего в Интернет заходят в выходные и праздничные дни и ночью, а чаще всего в рабочие дни с 14 до 17 часов. Средний пользователь сети имеет высшее (60%) и н.высшее (20%) образование, это мужчина (60%) в возрасте от 20 до 44 лет (55%), имеет семью и детей (65%), и имеет доход свыше 80$-100$ в месяц на члена семьи (38%). 55% процентов пользователей сети готовы платить больше за хорошее качество, 30% пользователей сети совершали зарубежные поездки в этом году. Получается портрет человека, принадлежащего к классическому "среднему классу".
Если сравнивать, например, аудиторию московского Интернета со средней московской семьей, которая получает в свой почтовый ящик многочисленные газеты рекламных объявлений, то получится следующая картина:
- В Интернет в 4 раза больше людей, которые считают себя богатыми, чем в среднем по Москве.
- В 2,5 раза больше руководителей и 2 раза больше высококвалифицированных специалистов.
- "Интернетчиков" - владельцев иномарок в 2,5 раза больше, чем в среднем по Москве.
- Средний пользователь сети в 4 раза чаще среднего москвича пользуется сотовой связью.
- Процент имеющих банковские карточки в Интернет в 3 больше, чем в среднем по Москве.
Общее количество пользователей Интернет в России, по разным данным, составляет от 700 тысяч до 1,2 млн. человек.
Интернет-представительство фирмы
Теперь, когда с аудиторией более-менее все понятно, необходимо определиться, как рекламировать туристические услуги в сети Интернет. В первую очередь, в голову каждого руководителя приходит мысль о собственной страничке в сети, хотя, как мы увидим в дальнейшем, иметь ее поначалу совсем не обязательно. Страничку еще называют Веб-сервером или Веб-сайтом. К несчастью, часто руководители считают, что если Интернет - компьютерная сеть, то и ваш сайт должен делаться компьютерщиком фирмы, а если такого нет, то обычно привлекают сына или друга знакомых - молодого компьютерного гения - учащегося старших классов школы или младших курсов института. И получается, что у солидной фирмы, имеющей хорошую репутацию, стенд в два этажа на выставке, отличный каталог, отпечатанный за рубежом, сайт в Интернете сделан аляповато и с грубейшими ошибками. Грустно видеть эти творения. Сайт фирмы в сети - это ее визитная карточка, и лучше его не делать совсем, чем делать плохо. К фирме с плохим сайтом будут относиться так же, как к фирме, у которой каталог сделан на оберточной бумаге. Если фирма решается на создание собственного сайта в Интернет, то лучше обратиться к фирмам специализирующимся на Веб-дизайне. Их сейчас достаточно много и цены у них вполне приемлемые. В первую очередь, необходимо обращать внимание на уже готовые работы, при этом выбирайте дизайн, который вам ближе по вкусу.
Как рекламировать
Обычно рекламные менеджеры, публикуя сайт фирмы в Интернет, думают, что с помощью поисковых систем по ключевым словам (например, "туризм, Турция") их фирму легко найдут потенциальные клиенты и партнеры, однако, это одно из самых распространенных заблуждений. Вы сами можете попробовать поискать таким образом что-либо в сети. Поисковая система Вам выдаст 200-300 ссылок на сайты с этими словами, но совсем не обязательно на них будет находиться искомая информация. Прописка в поисковых системах - это достаточно сложная процедура, и перед тем как начать ей заниматься, лучше проконсультироваться со специалистом. Для сайтов, ориентированных на русскоязычную аудиторию, обязательно нужно зарегистрироваться в самых крупных российских поисковых системах: Яндекс (www.yandex.ru), Rambler (www.rambler.ru) и Апорт (www.aport.ru).
Следующий шаг - регистрация в каталогах ресурсов. Они построены по принципу иерархических рубрикаторов. Найдите в них рубрику "туризм" или "путешествия", затем подраздел "туристические фирмы" и внесите описание своей фирмы. Наиболее крупные и популярные российские каталоги ресурсов: @RUS (бывш. АУ, www.atrus.ru) , Майл.РУ (www.mail.ru).
Регистрация в поисковых системах и каталогах - это обязательное мероприятие, которое привлечет к вам хоть какой-то минимум посетителей и клиентов. Но нельзя забывать и о несетевых, неинтернетовских способах рекламы. Очень часто приходится видеть, как рекламные менеджеры пытаются втиснуть как можно больше информации о своей фирме в рекламные модули газетных объявлений, при этом не указывают ссылку на Веб-сервер фирмы, или указывают адрес электронной почты вместо Веб-сервера. Представьте, насколько больше о ваших маршрутах узнает потенциальный турист и насколько легче с ним будет общаться вашим менеджерам после посещения туристом вашего насыщенного информацией сервера. Ваш WWW-адрес так же должен быть нанесен на все визитки, фирменные бланки, листовки и прочие атрибуты фирмы.
Как еще повысить посещаемость вашего ресурса? Разместить рекламные баннеры на других сайтах. Баннер - это рекламный плакат в Интернете, обычно размером 468х60 или 100х100 пикселей, на котором содержится в той или иной степени выраженный призыв посетить ваш сайт. Пользователь, заинтересовавшись баннером, нажимает на него и переходит на рекламируемый ресурс. Для российского Интернета только 1% увидевших баннер на него нажимают, а в мире этот показатель еще меньше. Часто баннеры размешают на сайтах не по времени, а по "показам" или по "кликам", таким образом если вы разместили свой баннер на 1000 показов, то рекламодатель обещает, что его увидят 1000 человек (сколько человек на него кликнет, зависит от содержания баннера), если вы разместили его на 100 кликов то, соответственно, вы гарантированно получаете 100 посетителей на Ваш сайт. Отношение числа кликов к показам, выраженное в процентах называется CTR, и это основной показатель эффективности баннера. Однако сегодня только технически продвинутые сайты могут предоставлять статистику по кликам и показам, в остальных случаях вам приходится верить интернет-рекламистам на слово.
Где и как размещать рекламные баннеры? Прежде всего на дружественных ресурсах сети: у вашего партнера, у знакомых, которые имеют свой сайт. Можно также вступить в баннерообменную сеть. Вам выдается участок кода, который вы вставляете на то место, где будут размещаться баннеры по обмену и с этих пор на вашем сайте будут крутиться баннеры других сайтов. Вы показали у себя, например, 100 чужих баннеров, а 85 ваших будет показано на других сайтах участниках сети, 15 показов баннеров возьмет себе баннерообменная сеть в качестве комиссии за использование ее ресурсов. Если вы хотите показывать на чужих сайтах баннеров больше, чем на своем сервере, или совсем не хотите, чтобы у вас крутились баннеры конкурирующих фирм, то вам придется купить у баннерообменки необходимое количество показов (клики такие сети не продают). Наиболее крупные баннерообменные сети сегодня: RussanLinkExchange (www.rle.ru) и сеть Интерреклама (www.bizlink.ru), сеть баннеров 100х100 (rb2.design.ru), еще представляет определенный интерес система обмена ссылками tx3.design.ru.
Рекламные площадки
Еще большую эффективность имеет размещение баннеров на специализированных туристических ресурсах сети. Они представляют собой справочники по странам, курортам, погоде, имеют расписания транспорта, некоторые имеют базы по предложениям турфирм, рассказы путешественников и другую полезную информацию. Эти ресурсы собирают множество людей, интересующихся туризмом. Поэтому размещая баннеры здесь, вы уже имеете дело потенциальными туристами, и каждый клик на ваш баннер может принести вам настоящего полноценного клиента и немалые деньги.
На этих ресурсах можно размещать не только баннеры, но и свои конкретные предложения. Обычно они выглядят в виде строчек с указанием фирмы-продавца, курорта, категории отеля, вида транспорта, дополнительных услуг в туре, минимальной или максимальной цены и т.п. Примечательно то, что вы сами можете в режиме реального времени заносить и изменять свои туры. И если не идет, например, Австрия, перебросить эти предложения в Египет. В некоторых ресурсах реализован механизм он-лайн заказа тура, возможность вставлять прайс-листы или программы туров, писать развернутые комментарии и т.п. Причем фирмам-рекламодателям в этом случае не обязательно иметь свою страничку в сети, а достаточно указать свой e-mail или телефон. Как показывает анализ такой строчной рекламы, часто она дает эффект, сравнимый с хорошим сайтом. Например, в летнем сезоне 1999 года через Интернет "на ура" продавались туры в Россию, Крым, Болгарию, Грецию и Испанию. Есть огромный и еще пока не удовлетворенный спрос на дома отдыха в Подмосковье и пригородах крупных промышленных центров. Администрация одного из туристических сайтов несколько раз сталкивалась с ситуациями, когда рекламодатели заметно сокращали, а в двух случаях снимали совсем свою рекламу в обычных печатных изданиях, заменяя ее обычными строчками-турами на их сервере.
Теперь несколько слов как определить, какой туристических сервер собирает больше посетителей и, следовательно, реклама на нем эффективнее. Для этого используют различного рода рейтинги. Наиболее популярными являются: Рамблер (http://counter.rambler.ru/top100), ТопМайл.Ру (top.list.ru), Спайлог (http://www.spylog.ru/), ХотЛог (www.hotlog.ru). В этих системах все сайты выстроены в порядке убывания их посещаемости, чем выше рейтинг сайта, тем больше людей его смотрит. Конечно, желательно выбирать самый популярный ресурс, но для наибольшего охвата аудитории одним сайтом не обойтись, рекомендуется выбирать 2-3 туристических сайта, как это делается с печатными изданиями, когда московские фирмы размещают рекламу в "Туризме и отдыхе" и "Экстра-М".
Наиболее популярные туристические ресурсы Интернет сегодня: сервер 100 ДОРОГ (www.tours.ru), Туристический раздел портала "Кирилла и Мефодия" (www.km.ru/tourism), Туристическая информационная система (www.tos.ru), Travel.ru - сервер для путешествий (www.travel.ru), Туристический маяк (www.mayakinfo.ru), Сервер сети магазинов горящих путевок (www.tournews.ru).
Заключение
Если фирма хочет иметь устойчивый поток клиентов из Интернет, то к этому нужно готовить своих сотрудников. Эффективность их кампании зависит не только от величины рекламного бюджета, но и от оперативности ответов менеджеров на запросы по e-mail, ведь как правило, запрос идет в несколько фирм и получает клиентов в итоге та, которая оперативнее и точнее ответит на запрос. Помните, что по правилам сетевого этикета неответ на письмо в течение дня считается дурным тоном. Наиболее грамотные фирмы всегда имеют под рукой заранее заготовленные шаблоны ответов и реагируют очень быстро.
Гриценко Юрий
E-mail: grits@tours.ru
|